Вспомогательные глаголы

Вспомогательные глаголы в ассамском языке

Ассамский язык (অসমীয়া, ôxômiya), принадлежащий к индоарийской ветви индоевропейской языковой семьи, обладает развитой системой вспомогательных глаголов, играющих ключевую роль в формировании различных временных, модальных и аспектуальных форм. Вспомогательные глаголы в ассамском языке тесно связаны с морфологией основного глагола и часто отражают синтаксическую и прагматическую структуру высказывания.


К числу наиболее употребимых вспомогательных глаголов в ассамском языке относятся:

  • থাকা (thaka) — быть, находиться
  • হোৱা (hua) — становиться, быть
  • কৰা (kôra) — делать
  • লোৱা (lua) — брать
  • দিয়া (diya) — давать

Эти глаголы могут употребляться как самостоятельно, так и в составе сложных глагольных конструкций, придавая основному глаголу различные грамматические или аспектуальные значения.


Структура вспомогательных конструкций

Сложные глагольные формы в ассамском языке обычно строятся по следующей схеме:

[основа смыслового глагола (в причастной форме)] + [вспомогательный глагол (в спрягаемой форме)]

Пример:

  • লিখি আছে (likhi ase) — “написано есть”, т.е. “написано”, указывая на результативность действия.

Глагол থাকা (thaka)

Этот глагол выражает состояние нахождения или продолжительность действия. В вспомогательной функции он указывает на продолженное несовершенное действие.

Примеры:

  • তেওঁ লেখি থাকে (teu lekhi thake) — “Он пишет (регулярно, обычно)”.
  • তেওঁ পঢ়ি আছিল (teu pôṛhi asil) — “Он читал (в тот момент)”, т.е. продолжительное прошедшее.

Формы থাকা склоняются по времени и лицу:

Время 1 л. ед. ч. 2 л. ед. ч. 3 л. ед. ч.
Настоящее থাকো (thako) থাকা (thaka) থাকে (thake)
Прошедшее আছিলো (ashilo) আছিলা (ashila) আছিল (ashil)

Глагол হোৱা (hua)

Этот вспомогательный глагол имеет широкое значение: становление, результат, пассивное значение.

Примеры:

  • কাজটো কৰা হ’ল (kājto kôra hol) — “Работа была сделана” (пассив).
  • তাৰ চাহনা পূৰ্ণ হ’ল (tar sahana purna hol) — “Его желание исполнилось”.

В контексте пассивной конструкции используется прошедшая форма হ’ল (hol), указывающая на завершенность и результат действия.


Глагол কৰা (kôra)

Часто используется в каузативных конструкциях и как часть глагольных фраз, выражающих активное выполнение действия.

Примеры:

  • লিখা কৰিলো (likha kôrilo) — “Я заставил написать” или “Я осуществил написание”.
  • গোৱা কৰিছো (gua kôriso) — “Я пою” (в определённых диалектных регистрах — книжная речь).

Также используется для образования номинализованных действий, где смысловой глагол стоит в форме отглагольного существительного:

  • খেলা কৰা (khela kôra) — “играть”, досл. “делать игру”.

Глагол লোৱা (lua)

Используется как вспомогательный глагол для обозначения аспекта завершенности, акта присвоения или получения. Может указывать на то, что действие завершилось и результат «принадлежит» субъекту.

Примеры:

  • খাই লৈছে (kha loiṣe) — “Он поел” (завершённое действие с оттенком обладания результатом).
  • কিতাপটো লৈ ললে (kitapto loi lale) — “Он взял книгу”.

Глагол দিয়া (diya)

Выражает, напротив, акт передачи, отдачи результата действия. Также может использоваться для выражения действия, направленного на другого.

Примеры:

  • লিখি দিলে (likhi dile) — “Написал и отдал”.
  • খাই দিছে (kha dishe) — “Он накормил (кого-то)”, буквально: “дал поесть”.

Сложные вспомогательные структуры

Возможно сочетание нескольких вспомогательных глаголов для передачи тонких аспектуальных или модальных оттенков:

  • লিখি লʼলে আছিল (likhi lale asil) — “Уже написал (и результат был в наличии)”.
  • খাই দি থাকে (kha di thake) — “Он постоянно кормит (кого-то)”, регулярность + направленность.

В таких конструкциях последний глагол спрягается, а все предыдущие стоят в причастной форме.


Отрицание вспомогательных конструкций

Отрицание реализуется через префикс না- (na-) или с помощью отрицательных форм вспомогательного глагола:

  • তেওঁ আহি নাছিল (teu āhi nasil) — “Он не пришёл”.
  • তেওঁ লিখি নাথাকে (teu likhi nathake) — “Он не пишет (обычно)”.

Часто отрицание затрагивает именно вспомогательный глагол, сохраняя положительную форму смыслового глагола.


Закономерности употребления

  • Вспомогательные глаголы спрягаются по времени, лицу и числу, в отличие от смыслового глагола, который в составе сложной формы часто принимает причастие.
  • Особенности аспектуальности выражаются прежде всего через выбор вспомогательного глагола.
  • Использование вспомогательных глаголов позволяет снижать семантическую нагрузку смыслового глагола, выносить значение в грамматическую плоскость и уточнять контекст действия (намерение, завершенность, длительность, направленность).

Региональные и стилевые особенности

Некоторые вспомогательные конструкции типичны для определённых диалектов или литературной нормы. Например:

  • Форма আছে (ase) может заменяться на থাকে (thake) в некоторых стилях.
  • В поэтической или высокостилевой прозе активно используются конструкции с কৰা и হোৱা в сложных пассивных оборотах.

Таким образом, система вспомогательных глаголов в ассамском языке представляет собой продуктивный и многослойный механизм, обеспечивающий богатое выражение временных, модальных и аспектуальных значений. Их правильное употребление критически важно для построения грамматически корректных и семантически точных высказываний.