Ассамский язык (অসমীয়া — Ôxômiya) является официальным языком штата Ассам в северо-восточной Индии. Он признан одним из 22 официальных языков Индии согласно Восьмому приложению Конституции Индии. Этот статус подтверждает право ассамского языка использоваться в официальной документации, образовании, административных и судебных институтах на территории штата. В дополнение к нему, английский и бенгальский языки также имеют официальное или полуофициальное применение в отдельных регионах Ассама, особенно в Баракской долине.
Ассамский служит основным средством межэтнической коммуникации внутри Ассама, особенно среди различных этнолингвистических сообществ. Он играет роль лингва франка, несмотря на то, что сам штат чрезвычайно лингвистически разнообразен и включает множество местных языков и диалектов, таких как бодо, мишинг, карби, димаса и другие.
Ассамский язык — один из старейших индоарийских языков Восточной Индии. Его развитие восходит к раннему Средневековью, с корнями в пракрите и апабхранше восточной группы. Уже в XI–XII веках появляются литературные памятники на староассамском языке, среди которых важнейшими являются надписи, поэтические и религиозные тексты.
В колониальную эпоху британская администрация признала ассамский язык административным и образовательным в ряде районов, что стало важным шагом в формировании его институционального статуса. Особенно значимым был перевод Библии на ассамский язык американским миссионером Натаном Брауном, а также публикация первых учебников и грамматик, способствующих кодификации языка.
Ассамский язык активно используется в системе образования на всех уровнях: от начальной школы до вузов. Он является основным языком преподавания в государственных и большинстве частных школ Ассама. Кроме того, в университетах и колледжах ведётся преподавание как самого языка и литературы, так и на ассамском языке — в области истории, социологии, политологии.
Медиа на ассамском языке широко представлены как в печатной, так и в аудиовизуальной формах. Существует множество ежедневных газет, таких как Asomiya Pratidin, Dainik Janambhumi, Amar Asom, которые играют важную роль в формировании общественного мнения. Ассамский язык также представлен в телерадиовещании: государственный канал Doordarshan имеет региональные передачи на ассамском, а также работают частные телеканалы, такие как News Live, Pratidin Time, DY 365. Радиовещание на ассамском осуществляется через All India Radio и локальные FM-станции.
Интернет и цифровые платформы также все активнее осваиваются ассамоязычным контентом, включая блоги, подкасты, YouTube-каналы и онлайн-журналы. Это создаёт новые пространства для функционирования языка и его дальнейшего развития.
Ассамский язык играет ключевую роль в формировании культурной и этнической идентичности ассамцев — коренного индоарийского народа региона. Он стал символом исторического наследия, сопротивления колониализму, а также борьбы за автономию и признание внутри индийского федерализма. Национальное движение в Ассаме конца XX века, в частности Ассамское движение 1979–1985 годов, имело важный языковой компонент: защита ассамоязычного населения от ассимиляции и миграционного давления.
Вопросы языка часто становятся предметом политических дискуссий, особенно в контексте требований о признании других языков в регионе, конфликта между ассамоязычным большинством и бенгальскоязычным меньшинством, а также в вопросах преподавания языка в школах различных округов.
Ассам является многоязычным штатом, и языковая политика здесь сложна и деликатна. Ассамский язык выполняет функцию доминирующего регионального языка, но должен сосуществовать с многочисленными языками племенных и этнических меньшинств. В частности, язык бодо, говор которого распространён в западных районах Ассама, был признан одним из официальных языков штата в Бодо-автономном районе (Bodoland Territorial Region).
Индийская языковая политика, в целом основанная на принципах многоязычия и сохранения языкового разнообразия, предоставляет возможность существования ассамского языка как официального регионального, но также требует учёта прав других языковых групп. Это приводит к постоянной необходимости баланса между сохранением доминирующего положения ассамского и уважением к лингвистическому плюрализму.
На общенациональном уровне ассамский язык имеет ограниченное распространение, однако его включение в список официальных языков Индии (Schedule VIII) даёт ему важный символический и правовой статус. Ассамский представлен в ряде всесоюзных конкурсов, культурных форумов, переводческих программ. Он преподаётся в некоторых университетах за пределами Ассама в рамках программ по изучению индийских языков.
Несмотря на скромное количество носителей по сравнению с хинди, бенгали или телугу, ассамский язык остаётся важным элементом языкового ландшафта Индии и примером устойчивости регионального языка в условиях давления глобализации и унификации.
Среди основных вызовов, стоящих перед ассамским языком сегодня, можно выделить:
Однако при этом наблюдаются и позитивные тенденции. Активная литературная деятельность, театральные и кинопроекты на ассамском языке, возрождение интереса к региональной культуре, инициативы по цифровизации и продвижению языка в интернете свидетельствуют о жизнеспособности и адаптивности языка к современным условиям.
Ассамский язык продолжает оставаться неотъемлемой частью культурной ткани не только Ассама, но и всей Индии — как пример богатого лингвистического наследия, уважающего свои корни и открытого к будущему.