Настоящее время

Ассамский язык (অসমীয়া) является одним из индийских языков, относящихся к индоарийской группе. В нем есть несколько временных форм, которые используются для выражения действия в настоящем времени. Рассмотрим грамматическую структуру настоящего времени в ассамском языке.

Формирование настоящего времени

Настоящее время в ассамском языке образуется с использованием основы глагола и определённых аффиксов. В отличие от многих европейских языков, в ассамском языке существует чёткая система согласования времени с числом и лицом субъекта.

1. Простое настоящее время

Простое настоящее время в ассамском языке обозначает действие, которое происходит регулярно, обычно или в данный момент. Для его образования используется основа глагола с соответствующим окончанием.

Пример:

  • খাই (khai) — “я ем” или “я буду есть” (в зависимости от контекста).
  • তুমি খা (tumi kha) — “ты ешь”.
  • সেয়া খায় (seya khai) — “он/она ест”.
2. Окончания для настоящего времени

Глаголы в ассамском языке склоняются по числам и лицам. Каждое лицо имеет своё уникальное окончание в настоящем времени:

  • 1-е лицо, единственное число: -ই (i)
  • 2-е лицо, единственное число: -আ (a)
  • 3-е лицо, единственное число: -য় (y) или -য়ি (yi)
  • 1-е лицо, множественное число: -ইঁ (iŋ)
  • 2-е лицо, множественное число: -আঁ (āŋ)
  • 3-е лицо, множественное число: -ইঁ (iŋ)

Для образования настоящего времени от основы глагола добавляется соответствующее окончание.

Примеры:

  • খোৱা (khoa) — основа глагола “есть”.
  • 1-е лицо, единственное число: খাওঁ (khaoŋ) — “я ем”.
  • 2-е лицо, единственное число: খা (kha) — “ты ешь”.
  • 3-е лицо, единственное число: খায় (khay) — “он/она ест”.
  • 1-е лицо, множественное число: খাওঁ (khaoŋ) — “мы едим”.
  • 2-е лицо, множественное число: খাঁও (khaoŋ) — “вы едите”.
  • 3-е лицо, множественное число: খায় (khay) — “они едят”.
3. Употребление настоящего времени

Настоящее время в ассамском языке может выражать следующие значения:

  • Обычное действие или факт:

    • আমি বিদ্যালয়লৈ যাওঁ (āmi bidyālōyalōi jāoŋ) — “Я иду в школу” (регулярное действие).
  • Общее утверждение или характеристика:

    • সেয়া ইষ্টাৰ (seya īṣṭār) — “Это истина”.
  • Действие, происходящее в момент речи:

    • তুমি কি খাইছো (tumi ki khaiso)? — “Ты что, ешь?” (действие происходит прямо сейчас).
  • Будущее действие (в разговорном языке):

    • В ассамском языке настоящее время часто используется для выражения действия, которое произойдёт в будущем.
    • আমি বাহিৰলৈ যাই (āmi bāhiralōi jāi) — “Я пойду наружу” (в будущем).
4. Аффиксация для модальности

В ассамском языке для выражения различных оттенков значения настоящего времени используется дополнительная аффиксация. Это включает в себя использование вспомогательных глаголов и модальных частиц. Например, для выражения возможности, разрешения или желания могут быть использованы специальные окончания.

Пример:

  • মই খাইপাৰোঁ (moi khaipāroŋ) — “Я могу поесть”.
  • তুমি খাইচা (tumi khaicā) — “Ты хочешь поесть?”

Перевод и согласование с другими временами

Интересной особенностью ассамского языка является то, что настоящее время часто используется для выражения событий, которые могут происходить как в настоящем, так и в будущем. Например, в некоторых конструкциях будущее время может быть выражено с помощью настоящего, что зависит от контекста.

1. Инфинитив и настоящее время

Для образования инфинитива в ассамском языке используется основа глагола с окончанием -ব (b). Это часто служит как основа для формирования других временных форм.

Пример:

  • খাব (khāb) — “есть” (инфинитив).
2. Глаголы с различными окончаниями

Некоторые глаголы в ассамском языке имеют неправильные окончания, что стоит учитывать при формировании настоящего времени. Такие глаголы часто не следуют стандартным правилам склонения и требуют особого внимания.

Пример:

  • হোৱা (howā) — “быть”, “становиться”. В настоящем времени: হয় (hoi) — “он/она есть”.

Процесс заимствования и влияние других языков

Ассамский язык, будучи частью индоарийской группы языков, испытывает влияние соседних языков, таких как бенгальский и хинди. Это влияние заметно и в построении временных форм. Например, в разговорном ассамском языке часто используется конструкция, заимствованная из хинди или бенгальского, для выражения будущего времени через настоящее.

Таким образом, грамматическая структура настоящего времени в ассамском языке многогранна и включает в себя как строгие формы склонения, так и варианты использования для выражения будущего действия или состояния.