Категория числа в ассамском языке
Категория числа — это грамматическая категория, выражающая количество предметов или лиц, о которых говорится в речи. В ассамском языке, как и во многих других, число — важный компонент морфосинтаксической структуры слова и предложения. Рассмотрим подробно особенности выражения категории числа в ассамском языке.
Ассамский язык принадлежит к индоарийской группе и демонстрирует характерное для этой группы различие между единственным и множественным числом. Число влияет на форму существительных, местоимений, глаголов и прилагательных, согласуя их между собой.
В ассамском языке существительные имеют две основные формы: единственное число (একবচন, ekbochon) и множественное число (বহুবচন, bohubochn).
Форма единственного числа, как правило, представлена корнем слова без добавочных морфем. Например:
Для образования множественного числа в ассамском языке используются следующие способы:
Основной способ — добавление суффиксов, наиболее распространённые из которых:
-বিলাক (-bilak) — формальный и широко используемый суффикс множественного числа, придающий значение «несколько», «все». Например:
-সকল (-sokol) — также употребляется для множественного числа, особенно в официальной или книжной речи, подчёркивает коллективность:
В повседневной речи для обозначения множественного числа могут использоваться слова, означающие «все» или «несколько» — например, “সকলো” (sokolo, «все») или “বিলাক” (bilak).
В некоторых случаях форма единственного и множественного совпадает, и число определяется по контексту или другим элементам предложения. Это характерно для имен, обозначающих массовые или неисчисляемые понятия, а также у заимствованных слов.
Местоимения в ассамском языке чётко различают число.
Единственное число:
Множественное число:
Обратите внимание, что множественное число часто образуется с помощью добавления суффиксов -লোকে (-loke) или подобных, которые указывают на группу лиц.
Прилагательные в ассамском языке обычно не изменяются по числу. Они остаются в неизменной форме и согласуются с существительным в падеже и роде только в ограниченной степени. Таким образом, прилагательное в большинстве случаев одинаково употребляется как с единственным, так и с множественным числом существительных:
Глаголы в ассамском языке спрягаются по числу и лицу подлежащего. Отличия между формами единственного и множественного числа обычно проявляются в личных окончаниях глаголов.
Пример на настоящем времени:
Лицо | Единственное число | Множественное число |
---|---|---|
1-е лицо | মই যাওঁ (moi jao) — я иду | আমি যাওঁ (ami jao) — мы идём |
2-е лицо | তই যাওঁ (toi jao) — ты идёшь | তোমালোকে যাও (tomaloke jao) — вы идёте |
3-е лицо | তেওঁ যায় (tew jai) — он идёт | তেওঁলোকে যায় (tewoloke jai) — они идут |
Отметим, что форма первого лица множественного совпадает с формой первого лица единственного в некоторых случаях, а различие может определяться по контексту и местоимениям.
Числительные в ассамском языке тесно связаны с категорией числа. Они указывают точное количество и требуют согласования с существительным.
Числительные после одного обычно требуют существительного в единственном числе:
После числительных больше одного — существительное употребляется в неопределённой форме множественного числа или без суффикса множественного числа:
Таким образом, категория числа в ассамском языке представлена системно и оказывает значительное влияние на морфологию и синтаксис предложения.