Ассамский язык (অসমীয়া, Ôxômiya) принадлежит к восточной группе индоарийской ветви индоевропейской языковой семьи. Он является основным языком Ассама — штата на северо-востоке Индии — и служит лингва франка для множества этнических групп региона. Наряду с этим, язык представлен в ряде соседних регионов, а также в диаспоре, что в совокупности определяет его значительное территориальное и социолингвистическое разнообразие.
Ассамский язык является официальным языком штата Ассам, где он широко используется в административных, образовательных и медийных сферах. Ассам — регион с большим этнокультурным разнообразием, но именно ассамский выступает в качестве средства межэтнического общения, объединяя множество групп — как индоарийского, так и тибето-бирманского происхождения.
Кроме Ассама, ассамский язык также распространён:
Таким образом, география языка выходит далеко за пределы собственно административных границ Ассама.
Географическое распространение ассамского языка во многом обусловлено историческими процессами миграции, ассимиляции и колониальной политики. В период британского владычества ассамский язык подвергался влиянию как бенгальского (особенно в образовательной сфере), так и английского языков. Перепись населения конца XIX — начала XX века зафиксировала приток большого числа бенгальцев и говорящих на хинди, однако ассамский сохранял позиции благодаря этнической консолидации и литературному возрождению в начале XX века.
Ассамский язык демонстрирует выраженное диалектное разнообразие, обусловленное как географическими, так и социолингвистическими факторами. Традиционно различают две основные диалектные зоны: восточную и западную, хотя современные исследования выделяют более сложную структуру.
Этот диалектный ареал охватывает верхнюю часть долины Брахмапутры, включая округа Дибругарх, Тинсукия, Шивсагар, Джорхат и Голагхат. Восточный диалект характеризуется следующими особенностями:
Восточный вариант языка традиционно считается базой литературного языка, особенно в результате усилий реформаторов XIX–XX веков.
Охватывает долину нижней Брахмапутры — округа Камруп, Налбари, Барпета, Бонгайгаон. Западные диалекты имеют следующие особенности:
Наиболее известен камрупийский диалект, который долгое время считался отдельным языковым вариантом, благодаря своей исторической письменной традиции и своеобразию произношения.
Помимо двух основных зон, выделяют переходные диалекты, существующие в районах стыка восточной и западной зон. Они включают элементы обоих регионов, проявляясь как в фонетике, так и в грамматике.
Также особую группу составляют южные и северные говоры, например:
Диалектное разнообразие тесно связано с социальными характеристиками говорящих. В деревенской местности и среди пожилых людей диалектные черты сохраняются устойчиво. В городах и особенно в образовательной и официальной сферах наблюдается тенденция к стандартизации, базирующейся на восточном варианте. В то же время средства массовой информации (радио, телевидение, интернет) всё чаще включают элементы различных диалектов, создавая гибридный медиарегистр, понятный широкой аудитории.
Ассамская диаспора, особенно в Бангладеш и за пределами Южной Азии, использует более консервативные формы языка, зачастую сохраняя диалектные черты, утратившиеся в метрополии.
В образовательной системе Ассама преподаётся стандартизированный литературный ассамский язык, основанный на восточном диалекте (особенно джорхатском и голагхатском вариантах). Однако в начальных классах школьного обучения нередко допускается использование диалектных форм для облегчения усвоения материала.
В последние годы ведутся дискуссии о включении диалектных и региональных вариантов в школьные программы и медиа как способа сохранения лингвистического разнообразия. Некоторые активисты предлагают создание цифровых корпусов диалектных текстов и учебников.
На формирование диалектов ассамского языка существенное влияние оказали:
Диалектное членение ассамского языка отражает как древние культурные и миграционные процессы, так и современные тенденции стандартизации и глобализации. Ассамский язык остаётся живой, развивающейся системой, в которой взаимодействуют традиционные формы и новые, гибридные варианты, формирующиеся в контексте урбанизации, цифровизации и межэтнического общения.